Стратегическое планирование в бизнесе
Наличие стратегии развития в бизнесе – больше, чем необходимость. Компания должна иметь не только цели, но и план их реализации. Также надо быть готовым к возможным проблемам, имея различные пути решения. Владельцу бизнеса необходимо иметь представление о том, в каком он состоянии и при необходимости адаптироваться к любым изменениям. Всё это и включает в себя стратегическое бизнес-планирование.
Наличие стратегии развития в бизнесе – больше, чем необходимость. Компания должна иметь не только цели, но и план их реализации. Также надо быть готовым к возможным проблемам, имея различные пути решения. Владельцу бизнеса необходимо иметь представление о том, в каком он состоянии и при необходимости адаптироваться к любым изменениям. Всё это и включает в себя стратегическое бизнес-планирование.
Что такое стратегическое планирование
Процесс постановки цели на определённый срок и расстановки приоритетов с последующей разработкой плана действий по их достижению, называется стратегическим бизнес-планированием. Выделяются два его вида – краткосрочный, периодом в один квартал или несколько, но не более года, и долгосрочный – на несколько лет вперёд.
Стратегическое планирование предупреждает появление проблем или, как минимум, позволяет быть к ним готовыми, имея на этот случай план действий. В целом, грамотно составленный план помогает решить следующие задачи:
● Анализ текущего состояния предприятия, его сильных и слабых сторон и аспектов, нуждающихся в улучшении.
● Формулирование миссии и планов развития компании.
● Постановка чётких и понятных целей и планов их достижения.
● Выбор приоритетных направлений деятельности и отказ от менее перспективных.
Процесс стратегического планирования — это не разовая акция. Необходимо не только составить план, но и отслеживать его реализацию и при необходимости корректировать.
Ключевые этапы стратегического планирования
Далеко не все планы развития могут быть воплощены в реальность, и это случается даже у крупных компаний. К этому могут привести ошибки, допущенные в алгоритме построения стратегии. Чтобы составить максимально жизнеспособный план, необходимо последовательно выполнить следующие действия:
Анализ общей ситуации в компании
Необходимо честно и подробно описать все аспекты деятельности бизнеса: и финансовые, как бухгалтерский баланс, прибыль, наличие конкурентов, рыночная и экономическая ситуация, и психологические, как отношения между сотрудниками, их ценности и соответствие с командной идеологией. Компания должна просчитать все свои риски и возможности своего развития в условиях рыночной среды.
Однако внутренний микроклимат важнее для достижения целей, чем изначальные позиции при составлении стратегии. Если у рядовых сотрудников и топ-менеджмента или между руководителями отделов разные взгляды, ценности и очень плохо выстроена коммуникация, то в реализации стратегии ничего не получится.
Разработка целей и миссии
Под миссией понимается главная цель работы компании. Она нужна для общего понимания, в каком направлении движется бизнес. Попутно ставится и ряд других целей, которые бизнес стремится достичь. Постановка целей и миссии являются базой для будущей стратегии компании. При этом важно, чтобы цели были четко определены по срокам и имели измеримые показатели, по которым можно было бы судить об их достижении.
Определение стратегии и планов по достижению цели
При составлении стратегии бизнеса главной задачей является её максимальное соответствие с миссией и целями. Разрабатываются несколько вариантов стратегии, отличающихся по условиям существования в экономической среде и способам достижения целей. Для реализации выбранной стратегии прописывается пошаговый план действий, которые должны совершаться на каждом этапе, с указанием, кто будет за них отвечать.
Наблюдение за реализацией стратегии
В работу должны быть включены все сотрудники и подразделения компании. Для общего удобства единую стратегию предприятия разбивают на несколько небольших для каждого департамента и отдела, которые детализируют её вплоть до каждого сотрудника. Между всеми элементами бизнеса должна быть налажена обратная связь. Это необходимо для оперативного наблюдения за движением к целям компании и в случае отклонения корректировки стратегии.
Ключевые ошибки планирования
Даже в крупных компаниях никто не застрахован от ошибок. Разобрав процесс стратегического планирования на этапы, легче понять, где были выявлены просчёты. Самыми распространёнными и ключевыми ошибками стратегического планирования являются:
● неверная постановка целей и задач следует из неправильной оценки рыночной ситуации, конкуренции, места компании в отрасли, установка в качестве целей шаблонных представлений об успешности бизнеса.
● недостаточная детализация стратегии по подразделениям – сотрудники низшего звена не имеют представления о критериях успешности результата, достижения цели, что может послужить отсутствию мотивации.
● отсутствие должного контроля за реализацией – часть руководителей крайне редко контролирует низшие звенья, спуская полную ответственность на своих прямых подчинённых, отсутствие прямой связи вынуждает руководителей отделов действовать наугад, и не всегда уровень их компетенций позволяет действовать грамотно при принятии глобальных для компании решений.
● слабая обратная связь между отделами приводит к незнанию зон ответственности отдельными сотрудниками, снижению их мотивации и неэффективности.
При составлении стратегии надо понимать, что при изменении экономических, производственных, технических, социальных и других условий необходимы соответствующие изменения. Даже если они являются неожиданными, нужно не растеряться и придумать новую. Навык стратегического планирования в бизнесе актуален в любой ситуации.
Наши кейсы
Спасибо за обращение
Мы свяжемся с вами в ближайшее время