Роль конкурентного анализа в стратегическом планировании
Ведение бизнеса невозможно без понимания своих возможностей на рынке и знания конкурентных преимуществ. А чтобы превзойти конкурентов, недостаточно иметь продукт с лучшими характеристиками – надо знать, как они работают и привлекают своего потребителя. Всю эту информацию помогает получить конкурентный анализ.
Понятие и суть конкурентного анализа
Конкурентным анализом называется совокупность способов и инструментов, позволяющих бизнесу оценить цели и деятельность фирм-конкурентов и выявить сильные и слабые стороны собственной компании и продукта, по сравнению с другими.
В рамках конкурентного анализа рассматриваются компании, работающие в одной и той же экономической сфере, производящие схожие товары и услуги, ориентированные на одну и ту же аудиторию, а также работающие в смежных областях. Бизнес исследует конкурентов с целью поиска преимуществ их продукта, особенностей маркетинга и стратегии, чтобы разработать конкурентоспособную стратегию. Основные задачи, которые решает конкурентный анализ:
● поиск уникального торгового предложения продукта, составление его адекватного ценообразования.
● исправление слабых сторон и недочётов своего бизнеса.
● оценка соответствия продукта текущим трендам в отрасли.
● применение более эффективных методов продвижения, коммуникативных каналов.
● изменение свойств продукта для достижения максимального удовлетворения требований потребителя.
Конкурентный анализ следует проводить регулярно, чтобы адаптировать свою деятельность ради сохранения конкурентоспособности. В динамично развивающихся отраслях анализ конкурентов выполняют не реже чем раз в полгода, для остальных компаний необходим ежегодный мониторинг, как минимум. Его результаты применимы на разных стадиях развития компании: при запуске бизнеса, предложении нового продукта и обновления прежних, сохранении своей доли на рынке.
Как провести конкурентный анализ?
Для осуществления конкурентного анализа используются данные, полученные из множества разнообразных источников: наблюдения и опросы, справочная информация, социальные сети, доступные отчёты и исследования, платформы клиентских отзывов. Получают своё быстрое распространение специализированные инструменты анализа, исследующие один отдельно взятый аспект деятельности, например, платформы SEO-продвижения, исследования трафика и маркетинговых каналов.
Самым распространённым методом анализа конкурентов является SWOT-анализ. Название он получил по первым четырём буквам аспектов, рассматриваемых в исследовании:
● S – Strengths – сильные стороны
● W – Weakness – слабые стороны
● O – Opportunities – возможности
● T – Threats – угрозы
Метод получил обширное распространение благодаря своей адаптивности, гибкости и универсальности – можно проанализировать и свой бизнес, и конкурентов, и целые отрасли. В рамках SWOT-анализа исследуется деятельность конкурентов, их продукт, методы продвижения, технологии продаж, ценообразование и т.д..
SWOT-анализ ставит перед бизнесом ряд вопросов, характеризующих выгодные отличия его продукта от продукта конкурентов (сильные стороны) и что нужно изменить в нём (слабые стороны). Непосредственно работу конкурентов стоит упоминать в блоках «возможности» и «угрозы» как внешний фактор, независимый от внутренней деятельности компании.
Как результаты анализа отражаются в стратегии бизнеса
Результаты конкурентного анализа важно правильно интерпретировать, а затем на их основе выработать решения, позволяющие максимально реализовать свои преимущества. Интерпретация и использование результатов конкурентного анализа проявляются в следующих направлениях:
● Позиционирование компании и её продукции – принятие решения с опорой на информацию о позиционировании конкурентов, их пробелов и возможного заполнения свободных ниш.
● Анализ макро- и микросреды бизнеса – прогноз по изменениям внешних и внутренних процессов, влияющих на компанию, отрасли в целом и её конкурентов.
● Прогноз динамики предпочтений потребителей на долгосрочный период.
● Анализ изменений рынка – анализ изменений объёма денег и выручки товара в разных условиях и выявление закономерностей, позволяющих спрогнозировать дальнейшую динамику.
● Выявление ключевых факторов успеха, определяющие эффективность компании, работающей в отрасли, без учёта её финансового положения.
● Определение показателей рентабельности бизнеса, роста и объёма рынка, распределения долей между конкурентами.
Конкуренция – объективная реальность функционирующего рынка, к которой адаптируются все компании, каждая из которых должна иметь своё преимущество, позволяющее выдержать борьбу с другими. Выявить его возможно, лишь зная информацию о важных характеристиках деятельности бизнеса и его конкурентов. Для реализации преимущества необходим комплекс решений, опирающихся на полученные данные. В этом и состоит важное значение конкурентного анализа в стратегии компании.
Наши кейсы
Спасибо за обращение
Мы свяжемся с вами в ближайшее время